Записаться на консультацию онлайн!

Взыскание долгов по коммунальным платежам

Какой порядок оплаты коммунальных услуг?

Часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установила, что оплата коммунальных платежей должна производиться ежемесячно не позднее 10 числа месяца следующего за оплачиваемым. Однако, в этом пункте содержится исключение, в соответствии с которым может быть установлен иной срок для оплаты в договоре управления многоквартирным домом либо в решении общего собрания собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного для удовлетворения потребностей граждан в жилье.

Оплата коммунальных услуг осуществляется на основании платежных документов переданных плательщику не позднее 1 числа месяца следующего за оплачиваемым.

Несвоевременная оплата либо неполная может привести к накоплению долгов по коммунальным платежам. Не редко возникает и такая ситуация, когда собственник квартиры фактически не проживает в ней, а зарегистрированные по месту жительства и проживающие в ней лица не оплачивают коммунальные услуги, о чем собственник узнает когда решение данного вопроса передается в суд.

Каковы же последствия возникновения долгов по коммунальным платежам?

1. Во-первых на задолженность по коммунальным платежам управляющая компания либо иная организация, занимающаяся обслуживанием дома может начислять пени. Исходя из практики, если собственник оплачивает накопившуюся задолженность в досудебном порядке, то управляющая компания не обращается в суд за взысканием пеней. Вместе с тем, если спор дошел до суда, то вместе с основным долгом взыскиваются и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (с 1 января ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке ЦБ РФ), действующей на день фактической оплаты за каждый день просрочки от не выплаченной в срок суммы начиная с 31 дня от срока оплаты по 91 день С 91 дня по день фактической оплаты пени уплачиваются исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки от не выплаченной в срок суммы.
  2. Во-вторых накопление долгового бремени влечет в перспективе исполнительного производства обращение взыскания на имущество должника, арест его счетов, открытых в кредитных организациях, а также иные неблагоприятные последствия.

Порядок взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг:

1. Гражданским процессуальным законодательством РФ с недавнего времени предусмотрен определенный императивный порядок взыскания задолженностей по коммунальным платежам. Теперь такие судебные процессы в первую очередь проходят в рамках приказного производства. Другими словами, управляющая компания (ТСЖ, ЖСК и т.д.) обращаются в суд не с исковым заявлением, а с заявлением о выдаче судебного приказа.
  2. Суд на основании представленных документов без вызова сторон выносит судебный приказ. В течение 10 дней с момента получения судебного приказа должник может представить в суд свои возражения (ст. 128 ГПК РФ).
  3. Если возражения поступили суд отменяет судебный приказ, о чем выносится определение. Если же возражений нет то судебный приказ вступает в силу и судья выдает взыскателю второй экземпляр с гербовой печатью для предъявления в службу судебных приставов.
  4. Если же приказ отменен, то управляющая компания вправе обратиться с иском в суд и уже в исковом производстве взыскать неоплаченные денежные суммы и начисленные на них пени.
  5. Последним этапом и в том и в другом случае является исполнительное производство.

Если после прочтения данной статьи у вас возникли вопросы, вы можете обратиться к нам по телефону 8 (812) 987-11-07 или оставить заявку на обратный звонок в форме слева и задать свои вопросы нашим юристам по жилищным вопросам в СПб